ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОРТРЕТЫ НА ЗАКАЗ

НОВОСТИ

ПЛАКАТЫ ЦИРКОВЫЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ... 1966-1972


РАННИЙ
СОВЕТСКИЙ
АВАНГАРД
60-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АВАНГАРД
80-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АКВАРЕЛЬ
90-е годы


ЖИВОПИСЬ
1960-2005 годы


ГРАФИКА

НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2005 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2010 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2015 года


ПОЭМА О ЛЕТЕ

СУСАННА И СТАРЦЫ.
ПОЭМА (ЖИВОПИСЬ)


ВЫСТАВКИ Н.ЛАРСКОГО

КНИГИ, АЛЬБОМЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ
О ТВОРЧЕСТВЕ Н.ЛАРСКОГО


СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ
Н.ЛАРСКОГО


О ХУДОЖНИКЕ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

персональный сайт

Ларский Николай

Larsky Nikolai

о художнике                     
about the painter

  Родился в 1937 г. в Москве.

Народный художник Российской Федерации. Избран Почетным членом Российской Академии художеств (2016 г.) Избран членом-корреспондентом Российской Академии естественных наук, отделение гуманитарных наук и творчества (2017 г.)

Награжден Золотой медалью Российской Академии художеств, Золотой медалью Творческого союза художников Росии, Награжден Европейской Академией естественных наук на конкурсе Международной экологической премии «EcoWorld» 2017 г. дипломом и медалью «Wassily Kandinsky» «за особые заслуги» за выставку живописи «Экология в мажоре: Лето в цветах, женщины в цветах», Дипломом Российской Академии художеств, Лауреат конкурса Национальной Экологической Премии "ЭкоМир" 1-й степени, награжден Почетным Знаком Российской Академии естественных наук - Серебряным Крестом "За заслуги".

Н. Ларский включён в справочник «Международный художественный рейтинг «Величайшие художники мира ХVIII-ХХI веков» (см. сайт best.artunion.ru).

Член Творческого союза художников России, Московского Союза художников, Международного Художественного фонда, Союза художников России.

Стаж творческой деятельности художника 64 года. Участник выставок с 1960 года. Всего выставок Российских и зарубежных 282. Персональных выставок 28. Групповых выставок 254.

Работает в живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, композиция), графике, плакате.

В живописных работах Николая Ларского страстный, мятущийся поиск - это главная черта многогранного творчества художника.

В поисковой строке Интернета на имя «Ларский Николай художник» опубликовано 2000 живописных работ, около 5000 графических портретов современников. Опубликованы статьи о творчестве художника Н. Ларского в российских газетах: «Культура», «Вечерняя Москва», «Московская правда», «Парламентская газета», «Тверская, 13», «Собеседник», «Галерея изящных искусств» и зарубежной прессе, интервью на радио и телевидении, репродукции работ Н. Ларского изданы в 85 каталогах по искусству.

О многообразном творчестве художника напечатаны монографии: «Человек и Экология в современном мире. живопись 1987 - 2017 г.г.», «Лето в цветах. живопись 2010 - 2017 г.г.», «Женщины в цветах. живопись 2010 - 2017 г.г.», «Ларский / Larsky», «Живопись. Ретроспектива 1954 - 2015» в 4 томах, «Композиции. живопись 2007 - 2015», "Натюрморты, пейзажи. живопись 2007 - 2015", «Поэма о лете. живопись 2007 - 2015», «Москва - Париж. живопись 2007 - 2015», «Натурщицы на природе, на море, в горах. живопись 2007 - 2015», «Сусанна и старцы. поэма в живописи 2015 г.», «Человек и Экология (Коррозии). живопись 1986 - 1990», «Ранний советский авангард. живопись 1961 - 1970 г.г.», «Дети Филей. живопись 70-е годы», «Линогравюры 1961 г.», «Цирковые плакаты 1965 - 1970 г.г.», «Ранние работы. живопись 1954 - 1962 г.г.», «Горы, море. живопись», «Деревня Любцы, окрестности и люди. живопись 1980 г.», «5000 портретов и 2000 шаржей в графике 1987 - 2006 г.г.», «Лучизм в акварельных импровизациях», «Живопись 1993 г.», «Живопись 1990 - 1997 годы», «Солнце Крыма. живопись», «Автопортреты», «Народ и художник Николай Ларский».

Работы Н. Ларского находятся в музейных, частных и корпоративных коллекциях в России и в различных странах Европы, Азии, Америки.

  Born in 1937 in Moscow.

People's artist of the Russian Federation. Elected an Honorary member of the Russian Academy of arts (2016) Elected corresponding member of the Russian Academy of natural Sciences, Department of Humanities and creativity (2017).

Honored artist of the Russian Federation.

Awarded the Gold medal of the Russian Academy of arts, the Gold medal of the Creative Union of artists of Russia, Awarded by the European Academy of natural Sciences at the contest of the International ecological award "EcoWorld" 2017 with a diploma and medal "Wasily Kandinsky" "for special services" for the exhibition of painting "Ecology in majeure: Summer in flowers, women in flowers", diploma of the Russian Academy of arts, Winner of National Environmental Award "EcoMir" 1-st degree, awarded medal of the Russian Academy of natural Sciences - Silver Cross of merit.

N. Larsky included in the Handbook "international art rating "the Greatest world artists of XVIII-XXI centuries" (see website best.artunion.ru).

Member of the Creative Union of artists of Russia, Moscow Union of artists, International Art Fund, Of the Union of artists of Russia.

Participant of exhibitions since 1960. All exhibitions of Russian and foreign 282. Solo exhibitions 28. Group exhibitions 254.

Works in painting (still life, landscape, portrait, composition), graphics, posters.

Paintings of Nikolai Larsky's passionate, restless search is the main feature of the versatile works of the artist.

In the search box of the Internet in the name of "Nikolai Larsky artist" published 2000 paintings, about 5000 of graphic portraits of his contemporaries. Published articles about the work of the artist N. Larsky in Russian Newspapers: "Culture", "Evening Moscow", "Moscow Pravda", "Parliamentary newspaper", "Tverskaya 13", "Interlocutor", "Gallery of fine arts" and the foreign press, interviews on radio and television, reproductions of works by N. Larsky published in 85 catalogues on art.

About the diverse creativity of the artist printed monographs: "Man and Ecology in the modern world. paintings 1987 - 2017," "Summer in flowers. painting 2010 - 2017", "Women in flowers. painting 2010 - 2017», "Ларский / Larsky", "Painting. Retrospective 1954 - 2015" in 4 volumes, "Composition. painting 2007 - 2015", "Still Lifes, landscapes. painting 2007 - 2015", "Poem about summer. painting 2007 - 2015", "Moscow - Paris. painting 2007 - 2015", "the artist's Model, nature, sea, mountains. painting 2007 - 2015", "Susanna and the elders. poem in painting 2015", "Man and the Environment (Corrosion). painting 1986 - 1990", "Early Soviet avant-garde. painting 1961 - 1970", "Children from the Moscow region Fili. painting the 70-ies", "Linocuts 1961", "Circus posters 1965 - 1970", "Early work. paintings 1954 - 1962", "the Mountains, the sea. painting", "Village Lubtzy, surroundings and people. painting 1980", "5000 portraits and 2000 caricatures. graphics 1987 - 2006", "Rayonism in watercolor improvisations", "1993 Painting", "Paintings 1990 - 1997", "the Sun of the Crimea. painting", "Portraits", "the people and the artist Nikolai Larsky".

N. Larsky's pictures are in Museum, private and corporate collections in Russia and in various countries of Europe, Asia, America.

Газета "Культура" № 6 ( 7465) 10-16 февраля 2005 г. стр. 10

Коррозия кайфа

Выставка работ Николая Ларского

Н.Ларский. "Женщина". 1990

Художник празднует пятидесятилетие своей творческой деятельности. Уже в 1962 году недавний выпускник Московского полиграфического института устроил сразу две персональные выставки живописных работ. Но авангардистское направление в то время было запрещено, поэтому они продержались недолго и вскоре со скандалом были закрыты. С того времени Николай Ларский стал активным участником выставок так называемого "неофиционального искусства" со всеми присущими в то время гонениями, притеснениями и запрещениями.

На свою юбилейную экспозицию, которая устроена в залах Творческого союза художников России на Гоголевском бульваре, Николай Ларский представил картины, исполненные в те, шестидесятые, а также в восьмидесятые годы. Две совершенно разные части, с разной тематикой, стилистикой, цветовым строем, манерой выражения и даже отличающимися друг от друга воззрениями на мир. В разделе шестидесятых годов только нащупывается творческая индивидуальность художника. В его картинах еще много явных отзвуков французского постимпрессионизма и русского авангарда. Молодой художник уже не может писать так, как официально принято, ему претят установленные догмы соцреализма, он взбунтовался против них, отвергает их - как писать по-новому, как по-иному выражать свои чувства и настроения, в каких современных формах, он еще не знает. Но ищет, пробует, подчас надуманно, наивно, на ощупь. В лучших картинах находит свою форму, тематику, стилистику, свой образный строй. Уже появляется то, что в восьмидесятые годы в полный голос прозвучит в серии "Коррозия".

Но Николай Ларский понимал, что его творчество переросло рамки подвальных и квартирных диспутов, что московская полубогемная суета и шумиха уже мешают его творческому становлению, глубине и широте познания мира и самого себя - нужен был какой-то внешний прорыв. И он отправился путешествовать по стране, побывал в самых отдаленных ее уголках, увидел тяжелую жизнь простых людей. И невольно вспоминались слова Радищева: "...я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала". И тогда появилась остросоциальная, гневная и страшная серия "Коррозия". В образной, символической, но вполне предметной форме, подчас навеянной библейскими сюжетами, художник раскрывал коррозию власти, лживости лозунгов, которыми прикрывалась коррозия человеческих душ и человеческих отношений. Вот в ржавых трещинах и разрезах "Адам и Ева", измученный рабочий, словно снятый с креста, свалка машин и брошенного заводского оборудования. Вот "Современная Голгофа" - всеобщее угнетение людей; вот "Женщина" - поруганная и брошенная; "Грешный ангел", будто бы прошедший через круги земного ада... Конечно, можно оспаривать полемическую всеобщность этих беспросветно черных и мрачных утверждений. Но серия исполнена сильно, темпераментно и страстно. Николай Ларский говорит о ней: "Горько, что, к сожалению, коррозия поразила все в стране: природу, человека, его тело и душу. Я видел это. Возможно, своими картинами я доставлю неприятные минуты. Но этот мир - правда. Страшная наша жизнь, и некуда деться от нее. Но без правды нет спасенья..."

Выставку Николай Ларский ограничил лишь шестидесятыми и восьмидесятыми годами. Но и в последующее время он много сделал, и сейчас активно работает. Я чуть-чуть заглянул в девяностые годы, которые он не показывал в экспозиции. И увидел совсем другого художника, с иными стилистическими, цветовыми и образными принципами. Совершенно, по-моему, несовместимыми с "Коррозией" восьмидесятых годов. Сейчас Николай Ларский буквально купается в фантастических, прихотливых, буйных миражах чистого цвета, сочетаниях цвета и света, огромных видениях в беспредельно-прозрачном пространстве. Он назвал эту серию "Импровизации". Он радуется, восторгается, умиляется новыми находками. Что ж, все это красиво, привлекательно, благозвучно.

Но мне все же ближе, созвучнее сегодняшнему настроению тот Николай Ларский восьмидесятых годов, со своими бескомпромиссными и остросоциальными, правдоискательскими картинами. Или в девяностые годы - начале нового века исчезла "коррозия"?! Жаль, что одаренный, мыслящий художник перестал ее замечать.

Евграф КОНЧИН

Газета "Культура" № 17 ( 7527) 4-17 мая 2006 г. стр. 10

Оптимизм коррозии

Николай Ларский на Гоголевском

Н.Ларский. "Коррозия, металл". 1989

Экспозиция, развернутая в залах Творческого союза художников России на Гоголевском бульваре, настолько разностильная, разноликая, что подчас напоминает творчество нескольких разных художников. Она называется "Живопись. Ретроспектива. 1956 - 2006" и посвящена 50-летию творческой деятельности заслуженного художника России Николая Ларского. За это время им было исполнено несколько тысяч работ - портретов, пейзажей, импровизаций, фантазий на многие темы, символических и обобщенных композиций, цветочных и иных цветовых мотивов. Ранее некоторые из них экспонировались на 15 персональных выставках. И каждая была во многом не похожа на предыдущую. И тематикой, и стилем, и характером творческого поиска, манерой живописного выражения. Вот этот страстный, мятущийся поиск, импровизация, даже, казалось, в постоянных темах и сюжетах - пожалуй, главная черта творчества художника.

Николай Ларский, кажется, испробовал все - от добротного реализма, в котором чувствуется хорошая, профессиональная выучка, до почти безграничной абстракции, неистовой игры цветовых пятен, фантастических миражей. От прелестно исполненной обнаженной натуры и портретов до зловещих картин на темы Голгофы и серии "Коррозия", самой значительной у художника, к ней он постоянно и в разных образных формах возвращается. Поразительное несходство и в настроении работ - от безудержного радостного удальства до мрачной бездны "Апокалипсиса". От жизнерадостных творений до зловещих предчувствий. Художник очень остро и взволнованно сопереживает современности.

Я не стал бы разделять творчество Ларского на соцреалистический период, авангард, советский андеграунд - по существу, наиболее характерных, привычных форм их нет, лишь влияние того, другого, третьего, и то довольно неопределенное, сумбурное, схематическое, смутное.

Художник относит себя к авангарду. Но это понятие настолько обширное, трактуется по-разному, разделяется даже на авангард "1-й волны", "2-й волны" и т.д., что лишает его точного осязательного смысла. Поэтому к подобного рода определениям я отношусь скептически.

Достоинство дарования Николая Ларского в другом - в ярких живописных импровизациях, которые трудно вместить в какие-либо "измы", да и стоит ли это делать. Выставка его работ привлекает прежде всего своей цветовой проникновенностью, цветовым мироощущением, темпераментом, будь она в реалистических или в иных стилистических выражениях.

А если сказать еще более кратко - выставка просто красива своими цветовыми созвучиями, и даже драматические, "коррозийные" всплески никак не могут скрыть внутреннего жизнеутверждающего отношения художника к действительности. Они, скорее, символы многообразия бытия, чем нечто безотрадное и безнадежно ужасное. Быть может, как раз в этом и есть главная привлекательность творчества Николая Ларского.

Евграф КОНЧИН

Николай Ларский и Наталья Ларская на выставке Н. Ларского "Живопись. Ретроспектива 1956-2006". Москва, Гоголевский бульвар, 10
Nikolai Larsky and Natal`ya Larskaya on the N. Larsky`s exhibition "Painting. Retrospective review 1956-2006". Moscow, Gogolevsky boulevard, 10

Николай Ларский и Наталья Ларская на выставке Н. Ларского "Живопись. Ретроспектива 1956-2006". Москва, Гоголевский бульвар, 10
Nikolai Larsky and Natal`ya Larskaya on the N. Larsky`s exhibition "Painting. Retrospective review 1956-2006". Moscow, Gogolevsky boulevard, 10


© Н. Ларский. 2006-2016