ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОРТРЕТЫ НА ЗАКАЗ

НОВОСТИ

ПЛАКАТЫ ЦИРКОВЫЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ... 1966-1972


РАННИЙ
СОВЕТСКИЙ
АВАНГАРД
60-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АВАНГАРД
80-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АКВАРЕЛЬ
90-е годы


ЖИВОПИСЬ
1960-2005 годы


ГРАФИКА

НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2005 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2010 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2015 года


ПОЭМА О ЛЕТЕ

СУСАННА И СТАРЦЫ.
ПОЭМА (ЖИВОПИСЬ)


ВЫСТАВКИ Н.ЛАРСКОГО

КНИГИ, АЛЬБОМЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ
О ТВОРЧЕСТВЕ Н.ЛАРСКОГО


СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ
Н.ЛАРСКОГО


О ХУДОЖНИКЕ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

персональный сайт

Ларский Николай

Larsky Nikolai

статьи о творчестве Н. Ларского                     
articles about the work of N. Larsky

Николай Ларский. Цикл «Коррозии»

Дырявые трубы. Мятые листы ржавого железа. Обрывки каких-то металлических прутьев... Такие вот натюрморты! Не убитые гуси, зайцы, рыбы - когда-то живые существа - изображены на картинах, а вещи, бывшие в употреблении (вещи Б. У.) Новый жанр натюрморта - реквием по вещам. Пейзаж - Б. У... Земля - Б. У... Всё-всё становится Б. У.! Всему - конец... Когда-то прекрасные вещи, которые потеряли свои функции. Но почему-то в натюрмортах они приобрели какую-то новую жизнь, новую неожиданную красоту. О чём говорит эта красота? Почему ржавые оболочки бывших Адама и Евы отливают на картинах золотом? Живопись - удивительна!
Всё когда-то становится Б. У. Торжество смерти? Страшно, печально, жестоко. Апокалип-сис? Выжженная земля, белый скелет дерева. Человек в противогазе. Даже ангел обуглился. И с неба льётся ржавчина. Даже небо проржавело?
Где Бог? Где Спаситель? Этот ли - с гвоздём во лбу и ржавым дождём над ним? Или тот - с нимбом-днищем бочки, со стигматами на ногах и руках, что смотрит с укоряющей тоской? Неужели всё так и есть?.. Пророческие видения...
Но как хочется поверить в воскресение человека, сгоревшего ангела, расколотых молнией Адама и Евы и всех этих несчастных бывших вещей... Поверить в новую землю, новое небо. Художник плачет, в смятении, роптании или мужественно всё принимает? Или, передавая красоту обломков, обрубков, ржавых скелетов, хочет найти утешение? Некоторые композиции, даже натюрморты - разыгравшиеся драмы:

Над железом вершится насилие,
Зубья клещей беспощадно сдвигаются.
Твёрдая плоть - не растенье, не лилия -
Сопротивляется, упирается.

Было издельем - веселье было.
Было - блестело, было - служило.
Что-то играло, кружило, пело.
Помнятся крылья какие-то белые.

Было любимо, стало - обузой.
Помнится что-то, мнится, мерещится.
Руки под белоснежною блузой...
Ах, ну зачем эти чёрные клещи!

Было - да сплыло... Ржавые, жалкие
Груды обрубков, обломков негодных
Чтимых когда-то вещей благородных
Тащат в корявую кучу на свалку.

...А рядом - совсем другие картины: сияющие краски, цветущая женская плоть, пере-текающая из одного состояния в другое - с глазом, выглядывающим из глубины. Мону-ментальный образ женщины... «Современная Афродита» - композиция, являющая апофеоз изменчивой, многогранной женской сущности.

Вера ХАЛИЗЕВА,
кандидат филологических наук

© Н. Ларский. 2006-2016