ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОРТРЕТЫ НА ЗАКАЗ

НОВОСТИ

ПЛАКАТЫ ЦИРКОВЫЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ... 1966-1972


РАННИЙ
СОВЕТСКИЙ
АВАНГАРД
60-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АВАНГАРД
80-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АКВАРЕЛЬ
90-е годы


ЖИВОПИСЬ
1960-2005 годы


ГРАФИКА

НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2005 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2010 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2015 года


ПОЭМА О ЛЕТЕ

СУСАННА И СТАРЦЫ.
ПОЭМА (ЖИВОПИСЬ)


ВЫСТАВКИ Н.ЛАРСКОГО

КНИГИ, АЛЬБОМЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ
О ТВОРЧЕСТВЕ Н.ЛАРСКОГО


СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ
Н.ЛАРСКОГО


О ХУДОЖНИКЕ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

персональный сайт

Ларский Николай

Larsky Nikolai

статьи о творчестве Н. Ларского                     
articles about the work of N. Larsky

Светоликий

Его сегодняшнее творчество наполнено до краев добротой и красотой. Такой же и художник Николай Ларский.

Мною сегодня движет радость. Возможно, это приступ какого-то великовозрастного идиотизма (когда счастлив каждому прожитому с пользой дню, а то – и самому новому дню), а возможно, вспоминая встречу с художником Николаем Ларским – легко на душе.
Ему мало места в квартире. Он как-то естественно заполняет собой все пространство. Огромный художник, встречающий вас в коридоре. И все жизненное пространство наполнено искусством, а может быть – заполнено. Везде стоят, как на книжных полках, работы, работы.

И всегда рядом Муза – Наталья.

Может быть, художнику нужно пройти через депрессию, выстрадать, чтобы вернуться в искусство Новым и удивить зрителя и самого себя. Кому-то, возможно, такой крестный путь ни к чему, а художник Николай Ларский такое испытание прошел.
Сегодня, глядя на работы мастера, не скажешь, что он переболел жестоким разочарованием, опустошенностью, самоиспепелением. Но и возродился, как Феникс.

Никогда не скажешь, что рядом сидит один из «зачинщиков» второго русского авангарда, нонконформист «первой колонны», в начале 60-х годов, выступивший в искусстве почти одновременно с Рабиным, Мастерковой, Ситниковым, Немухиным и другими известными художниками. И как мне показалось: не очень-то Николай Ларский примеряет эти «погоны», не точит его (как некоторых) желание попасть в историю «другого искусства». Он – Художник и дело его рисовать. Все просто по-библейски, но сколько же «измов» портят нашу жизнь. Он умеет радоваться и творить, поражая самого себя и окружающих. Художник рассуждает о творчестве: «Это акт индивидуальный, скрытый от постороннего наблюдателя. Больше заметны внешние изменения»

. Нужно было перестрадать, чтобы Так возродиться.
Мне это сегодня тоже кажется странным, но вот он сам иронично говорит (с известным, правда, драматизмом):

«Когда-то я с упоением варился в том котле, где вызревал новый советский авангард. Огонёк хрущёвской оттепели согрел этот котёл, и из него посыпались художники со своими выставками, благо крышку приоткрыли. В 1962 году состоялись и мои две первые персональные выставки авангардной живописи. Но скоро крышку не только закрыли, но и построили бетонный саркофаг для авангарда, чтобы он там парился и мумифицировался. Так и я «парился» до 1970 года, а потом вырвался и поехал по стране. И из «подпольного» существования попал в жизнь, похожую на тяжёлый фантастический сон».

Мне особенно близко философское отношение художника к миру, он не только пишет картины, - его картины - трактаты, как у Спинозы, Руссо, Генри Торо. Ни один из нонконформистов не переживал в 80-е такого расцвета, который пережил Николай Ларский. Его цикл живописных работ «Коррозии» стал откровением для Москвы и мира. Но этот ренессанс был печален.

«На картинах мои впечатления, поиски художественного образа, отражающего наше время. Время распада, коррозии. Катастрофа сразу на двух полюсах - материальном и духовном. Крах природы, крах духовности в человеке. И это не случайно. Тоталитарная идеология проповедовала неограниченное всевластие человека над природой, победу над ней, неограниченное насилие над жизнью людей ради построения мифического «светлого будущего». Но я живу в настоящем и вижу: сейчас природа на краю гибели, а человек является частью природы, он зависит от неё. Распята природа, распят и человек. Они взошли на свою Голгофу».

Очень ценно, что времена Малой Грузинской не надели на художника колодки штампа. Николай Ларский меняется с течением жизни, проходит разные периоды творчества. Постоянное движение рождает новые находки. Как хороши, например, его акварельные импровизации 90-х.

Я безмерно рад был узнать, что мой старший товарищ (ныне, к сожалению, покойный), искусствовед, исследователь Евграф Кончин написал проникновенно о 50-летии творческой деятельности Николая Ларского. Отчасти, соглашусь я и с его заключением:

“Но мне все же ближе, созвучнее сегодняшнему настроению тот Николай Ларский восьмидесятых годов, со своими бескомпромиссными и остросоциальными, правдоискательскими картинами”.

Почему отчасти, потому что верю, что настоящего художника Бог ведет, а уж во что это выливается? Ну, какая, в сущности, разница? Ведь это дело личного вкуса.
Ведь когда-то и Евгения Кропивницкого ругали за созданные фломастером чудесные девичьи головки, а теперь эти работы в галереях висят и на аукционах продаются.

Главный мотив творчества Николая Ларского сегодня – Любовь. А его любовь и муза – Наталья Ларская. У него, как и у Петрарки, должна быть своя Прекрасная Дама. Новый взлет, расцвет творчества Николая Ларского я напрямую бы связал с его Натальей (как он написал в письме, «и всегда рядом Наталья, муза, натурщица, поэт, художник, искусствовед, менеджер»).

«Мы познакомились на Арбате. Я там жил и иногда, чтобы заработать, выходил на улицу писать портреты. А Наталья часто приходила на Арбат в Театр Вахтангова. Вот мы и встретились, когда она попросила, чтобы я сделал её портрет. Это было в 1988 году. Потом так сложилось, что наши судьбы соединились только через двенадцать лет».

Красота, которая сегодня как разноцветные гроздья салюта ослепляет с холстов Николая Ларского – ответ недоброжелателям и судьбе.

В ближайшее время появится аудио-файл интервью Николая Ларского, в котором он рассказывает о семье, творчестве, учебе и подводных камнях человеческого существования.

Алексей ШУЛЬГИН

© Н. Ларский. 2006-2016