ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОРТРЕТЫ НА ЗАКАЗ

НОВОСТИ

ПЛАКАТЫ ЦИРКОВЫЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ... 1966-1972


РАННИЙ
СОВЕТСКИЙ
АВАНГАРД
60-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АВАНГАРД
80-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АКВАРЕЛЬ
90-е годы


ЖИВОПИСЬ
1960-2005 годы


ГРАФИКА

НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2005 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2010 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2015 года


ПОЭМА О ЛЕТЕ

СУСАННА И СТАРЦЫ.
ПОЭМА (ЖИВОПИСЬ)


ВЫСТАВКИ Н.ЛАРСКОГО

КНИГИ, АЛЬБОМЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ
О ТВОРЧЕСТВЕ Н.ЛАРСКОГО


СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ
Н.ЛАРСКОГО


О ХУДОЖНИКЕ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

персональный сайт

Ларский Николай

Larsky Nikolai

статьи о творчестве Н. Ларского                     
articles about the work of N. Larsky
«Радио России». 1992 г.

Интервью Николая Ларского на «Радио России».

Художник Николай Ларский назвал происходящую в наши дни антропологическую и экологическую катастрофу одним словом ­ коррозия. Сегодня Николай Ларский ­ гость нашей студии и мой собеседник.

 -  Николай, скажите, почему так получилось, что Ваше отношение к природе вылилось в цикл работ «Коррозии»?

 -  Я писал разные пейзажи, потому что в разное время по­разному воспринимал природу. Если подняться в горы и выше, то можно увидеть окружающий мир с высоты, из космоса ­ как чудо, творение Бога. А если, идя по дороге, взглянуть себе под ноги и вокруг, то можно увидеть совершенно другой пейзаж, и пейзаж этот ­ дело рук человека, и он не величественный и грандиозный, а убогий и жалкий. Такой пейзаж последние годы я и писал. Пейзаж, который произвёл человек и который зависит от человека.

 -  Скажите, а почему именно «Коррозии»?

 -  Были впечатления, которые долгое время накладывались одно на другое, а потом вылились в общую тему, которую я назвал «Коррозии». Процессу распада, разложения ­ коррозии ­ подвержено всё вокруг. Природа очень чувствительна к необдуманным действиям человека, к загрязнению, и под его влиянием она коррозирует и разрушается.

 -  На Ваших картинах ­ коррозия природы, её суррогат, то, что осталось. В Ваших произведениях заложены очень глубокие идеи, например, в работе «Современные Адам и Ева». С одной стороны, смотреть на это страшно, но это притягивает, от этого невозможно оторваться.

 -  Да, на моих картинах коррозии подвержен и человек. Поэтому библейский сюжет «Адам и Ева», который художники использовали во все времена, я пишу по­своему. У меня Адам и Ева ­ современные мужчина и женщина, которые претерпевают коррозию, распад.

­ -  Но, вероятно, отсюда и коррозия природы, оттого, что мы сами такие?

 -  Да, это единый процесс. Человек ­ часть природы, но он настолько довлеет над природой, что под его влиянием всё загрязняется, рушится, разлагается.

 -  Вероятно, не только природа, но и душа человека теряет свой небесный ореол. Вспомним Вашу картину «Грешный ангел». Образ ангела на ней не белый, а чёрный, сгоревший.

 -  Какой может быть небесный ореол у массы людей, которые забыли, что такое небо, небесное? Они в небо не смотрят, смотрят только под ноги, а когда смотришь себе под ноги, что можно совершить великого?

 -  Я знаю, что Вы много путешествовали. Вероятно, эти впечатления тоже присутствуют на Ваших картинах?

 -  Раньше я редко выезжал из Москвы, был урбанистом, остро чувствовал город, писал вечерние и ночные пейзажи, когда город погружался в таинственное мерцание жёлтых и голубых фонарей.

­ -  Какие это были годы?

­ -  Около 1965 ­ 1970 г.г. Это были счастливые годы в моей жизни ­ я окончил институт и работал в упоительном восторге. В моей живописи этого времени ­ авангард, экспрессионизм... Но вернёмся к циклу «Коррозии». Здесь и натюрморты, и пейзажи, и сюжетные композиции ­ предметный мир, мир человека. Это для меня единое целое.

­ -  Сколько примерно там работ?

 -  Я показывал на выставке «Коррозии» двадцать пять работ. Мою выставку смотрело очень много людей, со многими я разговаривал. Иные меня упрекали в чём­то, многие очень хвалили, а некоторые говорили: «Вы к нам приезжайте ­ ещё и не такое увидите!!!»

 -  Скажите, вероятно, этот процесс распада, разрушения всё углубляется и углубляется? Что же дальше? Вы видите какой­то исход из этого?

 -  Дальше будет то же самое. Коррозия ­ процесс физический, который идёт в мире постоянно. Отменить его нельзя, это не в силах человека. Я вижу, что в результате этого процесса меняется природа, меняется человек. Я переживаю эти перемены, и, как наблюдатель, заброшенный в наше время, в эту среду, могу только отразить увиденное в художественной форме, в картинах. Исход только в сердце человека, если он переосмысливает себя и начинает по­другому относиться к Божьему миру, беречь его.

­ -  Когда впервые выставлялись работы из цикла «Коррозии»?

­ -  В 1988 ­ 1990 годах. Сейчас репродукции работ с выставки «Коррозии» опубликованы в журналах «Собеседник», «Столица», и ещё несколько журналов их напечатают.

­ -  Я думаю, что москвичам было бы интересно увидеть Вашу выставку ещё раз. У Вас есть такие планы?

 -  Я с удовольствием бы выставлялся, если бы предоставлялась возможность. Сейчас персональная выставка возможна, если художник платит за аренду зала. Но были, например, такие времена, когда вообще нельзя было выставляться ­ всё было под жёстким контролем.

 -  Как Вы себя чувствовали в эти времена?

 -  Я себя чувствовал очень плохо в эти времена. Например, мои картины «Коррозия, СССР», «Рабочий» показать зрителю на официальной выставке было абсолютно немыслимо. А художнику ведь нужен зритель.

 -  Сколько лет примерно это продолжалось?

 -  Это продолжалось всю мою жизнь, до тех пор, пока не пришли последние времена, когда не стало никакого контроля над художниками. И слава Богу, что эти времена пришли.

 -  Будем надеяться на новую встречу с Вашими картинами. Спасибо, что Вы к нам пришли.

 -  Спасибо Вам.

Передача «Ноев ковчег».

Беседу вела журналист Надежда ДМИТРИЕВА

© Н. Ларский. 2006-2016