ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

ПОРТРЕТЫ НА ЗАКАЗ

НОВОСТИ

ПЛАКАТЫ ЦИРКОВЫЕ
ТЕАТРАЛЬНЫЕ... 1966-1972


РАННИЙ
СОВЕТСКИЙ
АВАНГАРД
60-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АВАНГАРД
80-е годы.
ЖИВОПИСЬ


АКВАРЕЛЬ
90-е годы


ЖИВОПИСЬ
1960-2005 годы


ГРАФИКА

НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2005 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2010 года


НОВЫЕ РАБОТЫ
с 2015 года


ПОЭМА О ЛЕТЕ

СУСАННА И СТАРЦЫ.
ПОЭМА (ЖИВОПИСЬ)


ВЫСТАВКИ Н.ЛАРСКОГО

КНИГИ, АЛЬБОМЫ С РЕПРОДУКЦИЯМИ
О ТВОРЧЕСТВЕ Н.ЛАРСКОГО


СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ
Н.ЛАРСКОГО


О ХУДОЖНИКЕ

ГОСТЕВАЯ КНИГА

персональный сайт

Ларский Николай

Larsky Nikolai

статьи о творчестве Н. Ларского                     
articles about the work of N. Larsky
Газета "Культура" № 23 (7584) 14-20 июня 2007 г. стр. 2. Статья о персональной выставке живописи Николая Ларского "Человек и Экология. Коррозии" в Государственной Думе Российской Федерации.

Неприветливое солнце будущего

Национальная экологическая премия "Экомир", учрежденная Российской академией естественных наук и межрегиональным "Фондом благотворительных инициатив", вручается с 2004 года. В этом году звание лауреата первой степени присвоено художнику Николаю Ларскому, а выставка его живописи открыта в фойе Государственной думы.

"Культура" уже писала об этом художнике - необычном, непростом, уже двадцать лет разрабатывающем тему благородную, но для художника неблагодарную. Его работы - мрачные, тревожные, полные тяжелых эсхатологических предчувствий. Экологическая тема здесь неотделима от философской, а иногда и политической. Это искусство трудное и серьезное. Вот и одна посетительница выставки, почти в шоке остановившись перед антиутопиями Ларского, сказала: "Да уж, это не комнатная живопись..." И вправду не повесишь такое у себя в спальне или гостиной - кусок ржавого железа в форме карты бывшего Советского Союза, мутанты в противогазах, бегущие с умирающей Земли, "Пейзаж будущего" - пустынный, залитый мертвенным светом неприятно-оранжевого солнца, не греющего, неприветливого, которое, кажется, вот-вот погаснет, оставив земные существа погибать во мраке.

Экологическую тему Ларский решает образом всеобщей коррозии. Коррозия СССР, огромного, проржавевшего куска мира. Коррозия человеческого тела - еще сохраняющего призрак подобия Божия, но уже как будто распавшегося на составные части. В мире, подточенном коррозией, по-прежнему существует любовь мужчины и женщины, но Адам и Ева Ларского и сами уже мутанты - ведь и они сами порождения этого патологического мира.

Тема всеобщей коррозии заинтересовала Ларского после путешествия по бывшей коммунистической империи и художнического обследования ее грязных и страшных задворок, так разительно не похожих на бодрые рапорты властей и открыточные телевизионные картинки о счастливой колхозной жизни. Тогда, в конце 80-х, даже слово "экология" многие еще произносили с высокомерной иронией: а не очередная ли буржуазная лженаука? Сегодня Николаю Ларскому дают премию "за предвидение экологической и антропологической катастрофы".

Изменить мир художнику, конечно, не дано. Но и выкрикнуть, что менять его необходимо, получается не у каждого. Кажется, Николаю Ларскому это удалось. Главное, чтобы его услышали.

Дмитрий САВОСИН

© Н. Ларский. 2006-2016