ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |
Larsky Nikolai
Статья напечатана в газете "Вечерняя Москва" 4 декабря 2006 г. № 224 (24515) стр. 6
Коррозия неблагородного металлаС Арбата в Мосгордуму выставка ехала 15 лет
![]() Н. Ларский. "Натюрморт. Железо." 1987
На одном этаже - картины мрачные. На другом - пронзительно радостные. А написаны одним художником - Николаем Ларским.На полотнах Ларского в фойе Мосгордумы поражает тема коррозии. "Коррозия СССР" - огромный кусок ржавого железа в форме карты бывшей советской империи, и на месте Москвы - в некотором роде антиквариат: красный октябрятский значок. "Насилие на железом" - клещи вырывают кусок из железной пластины, и она кровоточит... ржавчиной. А антиутопии Ларского и вовсе страшные: согнувшись, бегут от апокалипсиса... нет, не люди, а двое мутантов - не то головастики, не то уроды с приросшими к лицам противогазами. Другой мир Ларского - акварельные узоры, беспредметная живопись, вызывающая в памяти краски голубого южного заката над морем или веселого зимнего дня со сверкающим снегом... Какая пронзительная легкость от обилия красок окружающей жизни! - Если осмотреть обе выставки - "Человек и Экология" и "Акварельные импровизации", - складывается впечатление, что это два совершенно разных автора. А вы чувствуете раздвоенность? - Не раздвоенность, а уж тогда раздесятеренность! - отвечает Николай Ларский. - Ибо это только десятая часть всех моих тем. Их гораздо больше! Он художник перестройки и говорит об этом с гордостью. Картины, которые можно увидеть на первом этаже, прогремели в конце 80-х на Арбате - там Ларский устроил серию выставок по названием "Коррозии". Они потрясли многих. "Тяжелый фантастический сон" - так называет художник свои впечатления от поездок по стране социализма, свое потрясение от ее убожества, грязи, неустроенности. Его искусство и художественный темперамент - явно родом из 60-х, это видно сразу. "Когда-то я с упоением варился в котле, где вызревал советский авангард. Огонек хрущевской оттепели согрел этот котел..." Странно и показательно, что всколыхнувшая общественность перестройки выставка "Коррозии" под другим названием возвращается сейчас при полном официальном признании, экспонируется в стенах городской Думы. Ведь темы работ Ларского не могут не напомнить о том бурном времени очень критического настроя интеллигенции по отношению к властям, очень личного восприятия всего происходившего в стране. Сегодня этот нерв, объединивший тогда многих, во многом утрачен. С этим согласен и сам художник: - Нет, сегодня на Арбате прозвучали бы совсем другие выставки, - говорит он. - Пожалуй, интерес вызвал бы художник, нарисовавший на полотне мешок долларов... Дмитрий САВОСИН |